У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Клуб начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Клуб начинающих писателей » Литературные жанры » Готическая литература


Готическая литература

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Готическая литература — жанр литературы, возникший во второй половине 18 века на волне романтизма.

Готический романпроизведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Это предтеча современных «ужасов». Название — от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках). Однако, по предположению писательницы Маргарет Дрэббл, термин Gothic изначально употреблялся в значении «средневековый», как в подзаголовке романа «Замок Отранто», действие которого происходит в Средние века (Castle of Otranto, a Gothic Tale)[1].

Подробнее про готическую литературу

Классификация

Знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Сверхъестественный омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.[2]

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли».

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

    Готический роман (The Gothic Romance)

        Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли, Марджори Боуэн

    Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)

        Представители: Анна Радклиф

    Роман ужаса (The Novel of Terror)

        Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин

    Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)

        Представители: Уильям Бекфорд

    Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)

        Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок

    Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)

        Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Категорию ужасного Эдмунд Бёрк определяет следующим образом:
« Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и называется изумление (astonishment); и изумление есть такое состояние нашей души, в котором все её движения замирают в предчувствии ужаса (horror). Ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх (fear) »

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варме в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот Скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) — Клара Рив, София Ли, Вальтер Скотт, Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) — Анна Радклиф, Школа ужаса (или шауэр-романтик) (The School of Horror) — У.Годвин.

Многие исследователи сходятся на том, что одними из главных элементов готических романов являются:

    замок, либо какие-либо старинные развалины (пассивный элемент, вокруг которого разворачивается действие романа);
    готический злодей (активный элемент).

В своей монографии «Готический поиск» Монтегю Саммерс проводит сравнение готического романа с классическим и выводит два ряда знаковой символики:

Готика Классика
Замок Дом или особняк
Пещера Беседка
Стон Вздох
Великан Отец
Окровавленный кинжал Веер
Завывания ветра Нежный бриз
Рыцарь Джентльмен без бакенбард
Леди, главная героиня Никаких изменений: женщина всегда остаётся женщиной
Удар шпагой Убийственный взгляд
Монах Старый слуга
Кости, черепа Комплименты, сантименты
Свеча Лампа
Магическая книга с пятнами крови Письмо, орошённое слезами
Загадочные голоса, шорохи Редко употребляемые слова
Таинственный обет Тонкий намёк на ухаживание
Скользнувшее привидение Адвокат или судья
Ведьма Старая экономка
Рана Поцелуй
Полночное убийство Садьба

Становление и развитие готической литературы в XVIII—XIX веках

Готический роман сложился на фоне интереса предромантиков XVIII в. к рыцарской культуре с ориентацией на собственно рыцарский роман (особенно на такой его образец, как «Гибельный погост») и на роман барокко.

Основоположник стиля готического романа — Хорас Уолпол, выпустивший в 1764 году свой роман «Замок Отранто», назвав его готической историей. Шумный успех романа породил множество подражаний, прежде чем вышла повесть Клары Рив «Защитник добродетели» (во второй редакции получила название «Старый английский барон. Готическая история»). Следующим произведением, отмеченным критиками, явился небольшой рассказ Анны Летиции Барбальд «Сэр Бертранд». Исследователь Эдит Биркхэд пишет, что эта была попытка объединить две школы готического ужаса — готическую романтику и роман ужаса.

Следующей заметной фигурой в готическом романе стала София Ли со своим романом «Убежище», её романы заметно повлияли на творчество Анны Радклиф, которая известна такими произведениями как «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». Роман «Монах» 1796 года эпатировал публику сценами сексуального насилия и инцеста. Вскоре выходит и роман, который высмеивает жанр ужаса — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин.

Основные произведения созданы на рубеже XVIII и XIX веков. В центре произведения — демоническая, «байроническая» личность (романы «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли, «Итальянец» А. Радклиф, «Мельмот Скиталец» Ч. Р. Метьюрина).

Произведения, продолжающие эстетику готического романа, появлялись и позже (сочинения Эдгара По, в период модернизма — Оскара Уайльда, «Дракула» Брэма Стокера и др.). Под влиянием жанра находились и знаменитые писатели XIX века: Чарльз Диккенс («Тайна Эдвина Друда», 1870), Р. Л. Стивенсон («Доктор Джекилл и Мистер Хайд», 1886), Генри Джеймс («Поворот винта», 1898), Артур Мейчен. Брэм Стокер утвердил «вампирское» влияние на готические романы своим романом «Дракула», где наиболее детально и чётко, в соответствии с тогдашними представлениями, описывалась жизнь вампиров.

Готическая литература и литература ужасов в XX веке

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (Блэквуд, Лавкрафт, Блох, Стивен Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX—XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделить сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook — недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу — восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).


Готическую литературу можно считать прародительницей литературы ужасов в целом.
Давайте обсудим этот жанр, поищем его атрибуты, да и попишем рассказы и повести (и кто знает, вдруг и романы).


Учебная литература и книги, имеющие отношение к готическим ужасам:

1. Саммерс Август Монтегю: "История колдовства", "Вампиры в верованиях и легендах", "История вампиров (Главы 1 и 2)", "Фритц Хаарманн - 'Вампир из Ганновера'".
2. Сборник рассказов разных авторов: "Они появляются в полночь" - тема вампиров.
3. Уолпол Гораций - "Замок Отранто"
4. Бекфорд Уильям - "Ватек"
5. Льюис Мэтью Грегори - "Монах"

2

Начала слушать Льюис Мэтью Грегори - "Монах" (аудиокнига). Вот написано бог знает когда, а образы отлично рисуются - живой язык и хороший стиль. Хочу разобраться в речи персонажей, они ведь не могут говорить современным языком.

Я раньше про готику думала, что это только вампиры, оказывается, не только. И это дает шанс на реанимацию жанра в моих глазах, ведь от обилия историй о вампирах уже тошнит. А оказалось, что не стоит из-за них пренебрегать всем готическим жанром.

3

О! Это моя лаборатория! Окунаюсь в изучение.
*У мну сейчас работа по готике невероятно актуальна!*

4

Вместе будем! Я для сборника все же придумала идею, как совместить тему "Как избежать расплаты" и готику. Трудно будет, знаний маловато, но куда торопиться? Так что будем обмениваться информацией, если что спрашивай. Я вот поняла, что в Средние века, которые обычно в готике, своеобразно говорили, даже на 19 век не похоже.

5

Lenisota написал(а):

Вместе будем! Я для сборника все же придумала идею, как совместить тему "Как избежать расплаты" и готику. Трудно будет, знаний маловато, но куда торопиться? Так что будем обмениваться информацией, если что спрашивай. Я вот поняла, что в Средние века, которые обычно в готике, своеобразно говорили, даже на 19 век не похоже.

Ой... Я не про средние века, Лени! Я про наше время пишу. Только в моей истории основной упор идет на древнее проклятье. Надеюсь нарисовать полноценную готику.

Леничка, я почему не хочу раньше дописания текст показывать? Черновик прочтешь, потом, по чистому тексту - всего не заметишь, по себе знаю. Если мне история знакома, я с трудом перечитываю дублированную версию. Поэтому спокойно пишу дальше, хотя мне и кажется, что прямо сейчас я могу предъявить шедевр вам с Рыжиком, для обсуждения)) Понимаю, что это далеко не так.

6

КиКи написал(а):

Ой... Я не про средние века, Лени! Я про наше время пишу. Только в моей истории основной упор идет на древнее проклятье. Надеюсь нарисовать полноценную готику.

Леничка, я почему не хочу раньше дописания текст показывать?

Да я тоже уже думаю не связываться со средними веками, это я чего-то палку перегнула. Надо подумать. Готическая литература не сама готика все же.

А выкладывай как удобнее, это конечно))

7

Lenisota написал(а):

Да я тоже уже думаю не связываться со средними веками, это я чего-то палку перегнула. Надо подумать. Готическая литература не сама готика все же.

Я так думаю, что средними веками читателя закормили. И еще, чтоб написать средний век, надо знать что было в обиходе. Какая мода. Какая еда. Какие города и условия - на уровне быта и социума. Там надо столько материалов поднять, что мама не горюй! Думаю настоящее время нам понятнее.

Можно альтернативный мир, параллельную реальность или другую планету взять за полигон действий, но я бы воздержалась от наших средних веков, вот в чем дело :flirt:

Lenisota написал(а):

А выкладывай как удобнее, это конечно))

Да, чуть допишу и тисну!

8

Да я сама ужаснулась, а тема рыцарей - утонуть в ней можно. Так что перенесу действия, оставлю только атрибуты готического романа.

9

Lenisota написал(а):

Да я сама ужаснулась, а тема рыцарей - утонуть в ней можно.

Точно! А еще это: было-было-было.

10

Да нет, там было бы в настоящем времени, но все равно не торт. Душа не лежит, и темой Средневековья не владею, это еще бог знает сколько ее изучать ради одного произведения. Слишком не рационально.

11

Дослушала "Монаха", что скажу? Ужасы есть, но больше в конце книги, а вообще в ней более раскрыта любовная линия и борьба за души людские, то есть вопрос грехопадения. Перечитывать\переслушивать точно не буду, но никакого сожаления о потраченном времени. Написал роман в конце 18 века, но я так складывать мысли и в 21 не умею. Надеюсь, научусь.


Вы здесь » Клуб начинающих писателей » Литературные жанры » Готическая литература