Опять убеждаюсь, сколько людей - столько мнений. Это же касается количества глав и сцен в них.
Стоит собрать краткую информацию об этом вопросе из разных мест.
Главы состоят из эпизодов, а эпизоды из сцен. Иногда эпизодов нет, есть главы и сцены в них. Например, так же идет разбивка в программе yWriter5.
В одном произведении главы принято делать примерно одинакового размера. Самый распространённый размер главы в романе - примерно 15 стандартных страниц машинописи (1 страница = 1800 знаков с пробелами). Такой формат главы сложился в XIX веке, когда многие авторы-романисты (А.Дюма-отец, например) и детективщики сначала отправляли свои произведения для публикации в ежедневных газетах - в каждом номере газеты печаталась одна глава, - а уж потом издавали всё произведение целиком в виде книги. Современные требования издательств к размеру главы за 200 лет практически не изменились. Писателю, по-прежнему, удобно писать, а читателю удобно читать произведение, разбитое на главы размером примерно 15 страниц. О формате главы, в любом случае, полезно справиться в издательстве, в которое автор планирует отправить свою рукопись. Но для издательств куда важнее формат (объём) всего произведения: это требование не только издателя, но и типографии, где будет печататься тираж.
Так или иначе, составляя поглавный план, писатель должен исходить из вековых традиций читателя, не любящего ни мельтешения коротеньких глав, которых невозможно запомнить, ни безразмерно растянутых эпизодов, когда зовут пить чай или пора смотреть телепрограмму новостей, а глава всё никак не закончится. Хороший читатель не любит класть закладку посреди главы интересной книги - это его немножечко уязвляет. Хороший читатель всегда говорит: «Вот сейчас главу дочитаю и…»
В поглавном плане перечисляются и описываются эпизоды, включённые в главу. Обособленный в главу эпизод должен иметь сильные внутренние связи (место и время событий, группы персонажей, мотивы и цели, и др), быть неотъемлемой частью литературной истории всего произведения и иметь самостоятельное художественное значение. Последнее особенно касается «вставных новелл», когда вся глава или почти вся глава пишется как отдельное художественное произведение («Повесть о Капитане Копейкине» в «Мёртвых душах» Гоголя, притча «Великий Инквизитор» в «Братьях Карамазовых» Достоевского). Эпизод в главе может быть всего один, но он должен отвечать перечисленным выше требованиям.
Глава примерно 27000 знаков.
Главы состоят из эпизодов. Эпизод характеризуется определённым временем и местом действия, относительным единством участвующих в нём групп героев и оппозиций, одним или несколькими мотивами, одной сюжетной линией.
Размеры эпизодов определяются жанром, творческими задачами и стилем автора, характером литературной истории. Если, например, произведение носит философский созерцательных характер со слабо выраженным сюжетом или вообще без оного, то эпизод вполне может занять целую главу или даже несколько глав, и в таком случае надобность в составлении поэпизодного плана просто отпадёт. В случае более живой литературной истории, например, детективной или приключенческой, эпизодов будет гораздо больше, и поэпизодный план окажется полезен.
Эпизоды состоят из сцен. Сцены характеризуется определённым временем и местом действия, единством участвующих в нём групп героев и оппозиций, одним мотивом и одной сюжетной линией.
В литературе сцена часто равнозначна эпизоду. Поэтому в большинстве крупных произведений классической литературы поэпизодный план очень мало отличается от посценного. Тем не менее, выстраивание структуры на уровне сцены полезно для работы над произведением - и в процессе написания и особенно на стадиях саморедактирования и пересмотра. Сцену удобно редактировать, заменять, удалять или сокращать. Так же именно от сцены, а не от эпизода, удобно протягивать идеологические, сюжетные, смысловые, логические, фактурные и прочие связи со сценами, расположенными в других главах. Эти связи обеспечивают единство замысла произведения.
В посценный план можно размещать уже готовые сцены, диалоги, портреты, описания, если они написаны. Вообще, посценный план - это уже почти готовое произведение, которое теперь только нужно наполнять текстом. Имея посценный план, не написать произведение - это преступление.
В повестях и крупных обычно делю на небольшие части - одна сцена, одна часть (глава), но бывают и исключения. В одной повести глава включала две сцены. Редактор разбил традиционно, отделив каждую сцену звездочкой, но удалось доказать, что у меня "правильнее" Дело в том, что вторая сцена главы являлась "ответом" на первую сцену-вызов, оттеняла акценты.
В романе, который пишу сейчас, в главе может быть от четырех до шести сцен. Каждая глава - логически завершенная часть детективного расследования, в сценах исследуемый предмет поворачивается так и эдак, рассматривается с разных ракурсов. Новая глава - это всегда новая существенная информация, новый конфликт, неожиданный поворот.
На мой взгляд, структура произведения тоже должна иметь свою логику. Иногда она может быть простейшей, а иногда серьезно влиять на композицию.Все зависит сугубо от автора
Как ему удобнее.
У меня глава - совокупность объединения сцен от лица 3-4 персонажей - это помогает равномерно развивать линии, у кого-то 1 персонаж - 1 сцена - 1 глава.
Схема не столь важна.
Детективы я вообще на главы не делюГм... на меня как-то наехали, что у меня главы разных размеров. Видите ли, глава на 3 страницы А4 - это не глава. Коротковата. Мое мнение - заканчиваю что-то важное, заканчиваю главу. Но я не специалист. Поэтому выскажу другое мнение.
Один мой приятель мне говорил, что в каждой главе должен быть поставлен вопрос - что именно этой главой пытались донести читателю. Донесли - заканчивайте.
А деление на главы должно быть. Большинство читателей все ж любят порядок... Тут я уже специалист. Текст, который не поделен, утомляет.Одну - две сцены - для лучшего восприятия сюжета.
Главы могут быть разными. Короткими - 2-3 стр. или длинными - 10-12 стр. Но в каждой главе сюжет должен динамично развиваться, а не топтаться на месте (это может быть описание, диалоги героев и т.д.). И автору нужно так выстраивать сюжет (сцены), чтобы читателю было интересно что-то узнавать и открывать новое, а не скучать над книгой.
И еще. Каждая глава (если идет действие) должна заканчиваться интригой, недосказанностью. И только последняя глава дает законченность всему произведению, если конечно автор не думает о продолжении (двулогия, трилогия).В крупных по объему произведениях ГЛАВЫ нередко разбивают на части. То есть:
ГЛАВА 1
1.
2.
3...
Вот тут как правило, одна часть - одна сцена.
Еще хотелось бы напомнить традиционное разбиение в драматургии. СЦЕНА 1. Явление 2. Те же и Чацкий.
" Явление" - это именно явление нового персонажа. Подходит и для прозы (если не следовать формально, а то какой-то персонаж двадцать раз подряд войдет и выйдет, и у вас треть страницы окажется разбита на сорок частей), только не стоит при таком разделении писать"Глава такая-то", лучше ставить просто цифры. Или звездочки, к примеру.
Я сам делаю деление, исходя из сюжетных фрагментов. Один может состоять из обной сцены, другой из нескольких, но в целом - каждая главка как законченный кусок сюжета. В этом случае и заголовки для глав легко придумываются (то есть придумываются они легко, а вот забавные, интересные, привлекательные для читателя - это уже непросто сделать. По счастью во многих случаях можно ограничится назвав событие или место действия), если есть к тому желание или это диктуется стилистикой данного произведения.
Вот думаю, а сцену из прошлого тоже звездочками отделять? Если это не пара строк, а сцена.