ДСВ,https://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p2766 написал(а):Урок 1. Структура рассказа
Итак, предлагаю следующую технологию. Технологию я взял из учебника по русскому языку и культуре речи. Русский язык и культура речи в рассказе предполагает некий план. План должен быть у любого рассказа.
План рассказа:
1. Зачин – место начала, первые слова («жили-были» или «давным-давно» или «из города N»).
2. Завязка – начало конфликта (персонаж А любит персонажа Б, но персонаж Б считает персонажа А своим другом, зато любит персонажа В).
3. Кульминация – наивысшая точка переживаний (Все персонажи встретились и вот-вот произойдет дуэль между персонажем А и персонажем В, при этом персонаж Б наблюдает с трепетом в сердце).
4. Развязка – итог произведения, мораль и т.д. (Персонаж Б понимает, что на самом деле любит вовсе не персонажа В, а персонажа А).
И теперь всем желающим предлагается написать любой рассказ, от самых маленьких мини рассказов, до огромных рассказов-повестей. Самое главное, что бы был выдержан план, а именно: зачин, завязка, кульминация, развязка. Тема любая, размер любой и т.д.
Взрослые люди должны играть во взрослые игрушки, если хотят, чтобы их воспринимали серьёзно. Зачем брать упрощённый и не самый верный план из школьного учебника, когда есть, как минимум, учебники для вузов.
1. Экспозиция - вводная информация. Для коротких рассказов с простым линейным сюжетом может отсутствовать. Если присутствует, то не должна занимать более десяти процентов объёма текста.
2. Завязка - сцена-событие, с которого начинается собственно сюжет. Это не обязательно начало конфликта. Может быть любое действие, которое приведёт к началу конфликта. (А познакомился с В, не зная, что этот тот самый В, которого любит Б). Возможно, А и В даже подружатся и вместе поприключаются, но пока не появится Б, не будет и конфликта. Появится же Б в...
3. Развитие сюжета - может занимать до трёх четвертей объёма рассказа. В ходе развития сюжета завязываются конфликты, раскрываются характеры персонажей, прорисовывается мир (в той степени, в какой это необходимо для понимания сюжета) и происходит собственно действие, развивающее и углубляющее заявленные конфликты, в результате чего сюжет и приходит к...
4. Кульминация - с определением, что это пик эмоционального напряжения, соглашусь, но не соглашусь с примером. В данном случае кульминацией станет сама дуэль. Именно в ходе дуэли персонажи А, Б и В окончательно выяснят отношения и расставят все точки на "й".Кульминация обычно происходит в начале последней четверти рассказа. А вот чем же дуэль завершится, об этом и поведает...
5. Развязка - описание положения после кульминации. Когда персонажи понимают, когда для них открывается истина - это и есть кульминация. А в развязке автор должен показать, как каждый из персонажей реагирует на своё понимание и какие из этого делает выводы. Как и экспозиция, развязка не обязательна. Можно, конечно, добавить туда и мораль, если охота отпугнуть читателя. Умный читатель должен сам суметь сделать для себя выводы из прочитанного, а не стать перед фактом, навязанным автором.
Это простая схема рассказа. Если планируется длинный рассказ, в котором предполагается два-три конфликта и несколько сюжетных линий, тогда структура рассказа усложняется, вводятся одна или две поворотных точки, определённым образом чередуются элементы напряжения и расслабления, расширяется палитра используемых литературных приёмов. Но, полагаю, это уже материал для следующего урока.