У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Клуб начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Клуб начинающих писателей » Отточка пера » Урок 1. Структура рассказа


Урок 1. Структура рассказа

Сообщений 1 страница 16 из 16

1



Урок 1. Структура рассказа



Итак, предлагаю следующую технологию. Технологию я взял из учебника по русскому языку и культуре речи. Русский язык и культура речи в рассказе предполагает некий план. План должен быть у любого рассказа.

План рассказа:

1. Зачин – место начала, первые слова («жили-были» или «давным-давно» или «из города N»).
2. Завязка – начало конфликта (персонаж А любит персонажа Б, но персонаж Б считает персонажа А своим другом, зато любит персонажа В).
3. Кульминация – наивысшая точка переживаний (Все персонажи встретились и вот-вот произойдет дуэль между персонажем А и персонажем В, при этом персонаж Б наблюдает с трепетом в сердце).
4. Развязка – итог произведения, мораль и т.д. (Персонаж Б понимает, что на самом деле любит вовсе не персонажа В, а персонажа А).

И теперь всем желающим предлагается написать любой рассказ, от самых маленьких мини рассказов, до огромных рассказов-повестей. Самое главное, что бы был выдержан план, а именно: зачин, завязка, кульминация, развязка. Тема любая, размер любой и т.д.


Содержание:

На Бога надейся, но сам не плошай


P.S. Предлагаю создавать персональные темы в разделе Отточка пера. А сюда кидать ссылки на темы, эти ссылки я потом буду формировать в содержание. Все обсуждения будут проходить в персональных темах.

Отредактировано ДСВ (2015-03-06 00:24:54)

2

Соответственно сюда и далее по тексту можно присылать ссылки на свои произведения, которые вы опубликовали на форуме КНП:

На Бога надейся, но сам не плошай

А потом я их путем редактирования буду добавлять в содержание...

P.S. Кто заметит скрытую информацию сообщите в ЛС.

Отредактировано ДСВ (2015-03-06 00:28:04)

3

Тему перекинула в подходящий раздел)

Почитай вот тут Учебная литература и программы для литераторов
Из литературы пункты 1,2,12. 

1 пункт это Экспозиция, а в 4 -том не должно быть морали, как и во всем рассказе. 
Структура - примерно у всех такая, это классика, так что тут обсуждать особо нечего. Хотя Экспозиция не обязательно вначале должна идти.

Рассказ почитаю, отпишусь в теме, ня)

4

Благодарю за отличную тему!

Немного поторможу с участием, прошу понять и пррастить, я немного занята рассказом, выпекаю его на кон, переключаться на другие серьезные дела, пока не в состоянии. Отправлю его девочкам на вычитку, тогда вернусь сюда. На тему эту подписалась, буду в курсе происходящего. До связи:)

ПЫ. СЫ.

Лени! Ленчик! Ленуся:) Оставь темы ДСВ в пробе пера, не разбивай, прямо там пусть будет его личная ветка, или новую самостоятельную ветку создай, так и обзови, площадка ДСВ, для чего это нужно? Чтобы не приходилось прыгать из раздела в раздел. То есть, из пробы пера в обучающий и т.д. Плиииз, ня!

5

КиКи, ничего страшного, так даже лучше: мухи отдельно, котлеты отдельно  ^^

А серьезно в Отточке пера будем перья оттачивать, рассказы обсуждать, а тут просто список создадим, кстати можете потом после конкурса в Отточку пера выкладывать свои рассказы, а сюда ссылку на наши темы, я их потом в содержание вносить буду и получится пусть не совсем учебник, но близко к этому.

6

КиКи,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p2788 написал(а):

Лени! Ленчик! Ленуся:) Оставь темы ДСВ в пробе пера, не разбивай, прямо там пусть будет его личная ветка, или новую самостоятельную ветку создай, так и обзови, площадка ДСВ, для чего это нужно? Чтобы не приходилось прыгать из раздела в раздел. То есть, из пробы пера в обучающий и т.д. Плиииз, ня!

Это типа весь практикум в одном месте? По сути, да, это не классика, а творческая реализация. Я немного не так первоначально оценила задумку.

7

Leni,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p2806 написал(а):

Это типа весь практикум в одном месте? По сути, да, это не классика, а творческая реализация. Я немного не так первоначально оценила задумку.

Точно! Пусть развивается так, как ему нравится, не нужно крылышки подрезать:) напротив, надо дать простор для полета.
Ня! Ленусь, обожаю твою рассудительность и лояльность, спасибки за понимание :flag:

8

Это не я, это коллективный разум рулит ^^  :flirt:

9

Leni,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p2822 написал(а):

Это не я, это коллективный разум рулит

Хорошо сказано:) надо в цитатник отнести!

Кста! Даешь новую тему? "Цитатник" - туда выкладывать понравившиеся реплики КНПвцев (И только КНПвцев!!! А не отовсюду откуда захочется!)

Отредактировано КиКи (2015-03-07 20:06:44)

10

Хорошая темка - Цитатник, это точно))

11

ДСВ,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p2766 написал(а):

Урок 1. Структура рассказа

Итак, предлагаю следующую технологию. Технологию я взял из учебника по русскому языку и культуре речи. Русский язык и культура речи в рассказе предполагает некий план. План должен быть у любого рассказа.

План рассказа:

1. Зачин – место начала, первые слова («жили-были» или «давным-давно» или «из города N»).
2. Завязка – начало конфликта (персонаж А любит персонажа Б, но персонаж Б считает персонажа А своим другом, зато любит персонажа В).
3. Кульминация – наивысшая точка переживаний (Все персонажи встретились и вот-вот произойдет дуэль между персонажем А и персонажем В, при этом персонаж Б наблюдает с трепетом в сердце).
4. Развязка – итог произведения, мораль и т.д. (Персонаж Б понимает, что на самом деле любит вовсе не персонажа В, а персонажа А).

И теперь всем желающим предлагается написать любой рассказ, от самых маленьких мини рассказов, до огромных рассказов-повестей. Самое главное, что бы был выдержан план, а именно: зачин, завязка, кульминация, развязка. Тема любая, размер любой и т.д.

Взрослые люди должны играть во взрослые игрушки, если хотят, чтобы их воспринимали серьёзно. Зачем брать упрощённый и не самый верный план из школьного учебника, когда есть, как минимум, учебники для вузов.

1. Экспозиция - вводная информация. Для коротких рассказов с простым линейным сюжетом может отсутствовать. Если присутствует, то не должна занимать более десяти процентов объёма текста.
2. Завязка - сцена-событие, с которого начинается собственно сюжет. Это не обязательно начало конфликта. Может быть любое действие, которое приведёт к началу конфликта. (А познакомился с В, не зная, что этот тот самый В, которого любит Б). Возможно, А и В даже подружатся и вместе поприключаются, но пока не появится Б, не будет и конфликта. Появится же Б в...
3. Развитие сюжета - может занимать до трёх четвертей объёма рассказа. В ходе развития сюжета завязываются конфликты, раскрываются характеры персонажей, прорисовывается мир (в той степени, в какой это необходимо для понимания сюжета) и происходит собственно действие, развивающее и углубляющее заявленные конфликты, в результате чего сюжет и приходит к...
4. Кульминация - с определением, что это пик эмоционального напряжения, соглашусь, но не соглашусь с примером. В данном случае кульминацией станет сама дуэль. Именно в ходе дуэли персонажи А, Б и В окончательно выяснят отношения и расставят все точки на "й".Кульминация обычно происходит в начале последней четверти рассказа. А вот чем же дуэль завершится, об этом и поведает...
5. Развязка - описание положения после кульминации. Когда персонажи понимают, когда для них открывается истина - это и есть кульминация. А в развязке автор должен показать, как каждый из персонажей реагирует на своё понимание и какие из этого делает выводы. Как и экспозиция, развязка не обязательна. Можно, конечно, добавить туда и мораль, если охота отпугнуть читателя. Умный читатель должен сам суметь сделать для себя выводы из прочитанного, а не стать перед фактом, навязанным автором.

Это простая схема рассказа. Если планируется длинный рассказ, в котором предполагается два-три конфликта и несколько сюжетных линий, тогда структура рассказа усложняется, вводятся одна или две поворотных точки, определённым образом чередуются элементы напряжения и расслабления, расширяется палитра используемых литературных приёмов. Но, полагаю, это уже материал для следующего урока.

12

Лорин, приветствую! Рада твоему возвращению:) Даже ледники тают, люди, тем более должны оттаивать.

P.S. Почерпнула для себя полезную информацию. Благодарю.

Отредактировано КиКи (2015-03-26 23:50:03)

13

Лорин, спасибо за внимание к теме, в чем то согласен. Думаю администрация не будет против если урок №2 будет называться "Структура сложного рассказа". Попробую написать по вашей схеме, у меня как раз сейчас в рассказе несколько конфликтов пересекаются. Другими словами рассказ раздувается до повести...

Но:

Лорин,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p3005 написал(а):

Умный читатель должен сам суметь сделать для себя выводы из прочитанного, а не стать перед фактом, навязанным автором.

крайне не согласен. Потому что у автора нет никакой гарантии относительно того кто его рассказ будет читать, то есть будет ли это "умный" читатель или это будет "дурак". Опять же категория ума очень относительна, так как можно быть умным относительно своего ребенка, но при этом быть дураком относительно своего родителя! и опять же не забывайте что рассказ - это часть литературного мира, а литература в целом является оружием пропаганды разных слоев общества. Если общество погрязло в потребительстве - тогда рассказы штампуют без морали и смысла, но с юмором и интересным сюжетом. А вот если общество придерживается высокой морали и идеалов - тогда рассказы будут писать и читать с моралью и идеалами к которым нужно стремиться...

14

ДСВ, а вот здесь мы переходим к другому важному аспекту литературы - к целевой аудитории.
Все знают, что невозможно написать рассказ, который удовлетворил бы абсолютно всех. Мужской аудитории не интересны дамские романы, детям - философские притчи кажутся скучными, взрослым некоторые детские сказки примитивными. На всех не угодить. Поэтому нужно чётко определяться с целевой аудиторией. Речь идёт, разумеется, о тех текстах, которые предполагаются к публикации. Для себя можно писать как угодно.

Что касается урока № 2, то не вижу в нём смысла, поскольку законы композиции едины для формы любых размеров. Другое дело, что компоненты могут и должны иметь разный вес. Но каждый компонент также подчиняется всё той же композиции. Это не значит, что порядок строгий. Начать можно хоть вообще с развязки, а экспозицию подавать по ходу развития действия. Именно поэтому на втором уроке имело бы смысл разобрать, чем сюжет отличается от фабулы.

15

Лорин,http://literator.topbb.ru/viewtopic.php?id=85#p3377 написал(а):

детям - философские притчи кажутся скучными,

Не! Не скучными, скорее интересными... Хотя... уместен вопрос - каким детям? или по-другому: чьим детям?
За остальное логическое обоснование - спасибо:) всё верно.

16

Лорин, вы уж просите, я вашего диплома не видел, а вот я обучался не гуманитарным наукам, а естественным и как таковой могу заявить, что нас на первом курсе по предмету "Русский язык и культура речи"обучали как раз моей структуре рассказа и заставляли нас дома писать минирассказы или для те кто хочет макси рассказы но по данной структуре. возможно вы и правы, но как уже писал - я своими глазами видел преподавателя и своими руками получал пятерки за домашнее задание :)

Было это не так давно, вспомнить могу. Да и в Интернете есть куча статей по написанию рассказа и по его структуре. А поскольку у нас тут форум начинающих писателей, а не именитых профи, то как бы легче начать с простого рассказа, а уже потом закончить сложным. поэтому я и не отверг вашу структуру рассказа, а предложил сделать тему урок №2. но поскольку кроме меня никто таки не удосужился написать хотя бы один маленький рассказик по моей структуре, то как бы причины продолжать тему я тоже не вижу...

Одному сложно самим с собой дискутировать :)


Вы здесь » Клуб начинающих писателей » Отточка пера » Урок 1. Структура рассказа